Экспозиции:

Открытые уроки камчатской истории:

  • Города и посёлки

    Камчатка вошла в состав Российского государства как уникальная цивилизация рыбоедов, а...

  • Землепроходцы

    В честь 325-летия присоединения Камчатки к России мы хотели провести открытые уроки камчатской...

  • Историческая мозаика

    В этом разделе мы хотим рассказать о самых разных событиях, личностях, интересных фактах, которые...

Аудио материалы:

  • Цикл радиопередач

     члена Союза писателей России Сергея Вахрина и журналиста Юрия Шумицкого об истории камчатских...

Видео материалы:

Последнее на форуме:

«На пути к морю-окияну...»

Творчество поэта Владимира Владимировича Татаурова многогранно – он вошел в литературу, как поэт-лирик, воспевающий прекрасное.

Собственно, наверное, все, или большинство, поэтов рождаются именно как лирики, пытающиеся передать свой восторг перед красотами природы или некими душевными переживаниями.

Говорят, что страстная биологическая или физиологическая любовь в повседневности постепенно утрачивает свою остроту и красоту, превращаясь в некую обыденность, приводящую к разочарованию. И уходят чувства, а вместе с ними и лирика...

С возрастом, с утратой этих чувств, в повседневном суетливом бытие, в котором постепенно угасает и творческий импульс, а вместе с ним иссякает и лирическая поэзия, а на ее развалинах редко что рождается, ведь чувства, как и настроение, переменчивы и очень часто меняет свою полюса с позитива на негатив, а негатив восприятия нашей действительности разрушителен и смертельно опасен для лирического поэта...

А наша отечественная действительность, насквозь пронизанная противостоянием красного и белого, патриотического и либерального, доброго и злого, неподкупного и продажного, рождает столько негативного, что за ним и ходить далеко не надо – он поджидает нас на каждом шагу, на каждом метре жизненного пути.

Угасают творческие чувства и приходит озлобление – и сегодня это все очень откровенно раскрывается на той части общества, которую нам преподносили как «творческую элиту страны», которая, оказывается, ненавидела и нас, своих зрителей, слушателей, поклонников, и нашу страну – Отечество и Державу.

Труден и опасен творческий путь любого художника, любого творца, ибо созидание возможно лишь при одном НЕЗЫБЛЕМОМ условии – созидать человек способен только тогда, когда он ЛЮБИТ.

Природу любить легко – для этого нужно иметь лишь глаза.

Гораздо труднее любить Родину, особенно в тот ее период, когда ей откровенно и цинично отказывают в этой любви те самые «творческие элиты», государева власть и национальный бизнес – раздирая ее на куски и распродавая врагам, при этом обсмеивая и издеваясь.

Гораздо труднее любить свое Отечество, когда патриотизм оплеван и осквернен.

Гораздо труднее любить свою страну как Великую Державу, когда ее собственные дети называют Мать-Родину «Рашкой» и «ЭТОЙ страной, в которой жить невозможно».

И вот в этот – самый критичный период для России, когда патриотические чувства нужно было прятать, скрывать, утаивать, поэт Владимир Татауров определил свое дальнейшее поэтическое предназначение, свое поэтическое кредо – ВЕЛИЧАЙШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫПАЛИ НА ДОЛЮ РУССКОГО НАРОДА, здесь, у нас, на Дальнем Востоке, начиная ОТКРЫТИЕМ, и продолжая ОСВОЕНИЕМ этих российских окраин, лежащих на побережье Великого Тихого океана.

Предки подарили нам эту прекрасную землю. А мы в ответ... осквернили их память, превратив в казаков-разбойников.

Мы живем на этой земле и посвящаем ей свои стихи, свои песни, воспевая красоту вулканов и гейзеров... Но при этом совершенно не зная-не ведая о тех трудностях, которые выпали на долю землепроходцев и мореходов, открывших ДЛЯ НАС эти земли.

Мы – потомки НЕБЛАГОДАРНЫЕ. Мы – ИВАНЫ, НЕ ПОМНЯЩИЕ РОДСТВА...

И Владимир Владимирович, отдавая отчет себе в том, насколько трудную миссию для себя он избрал, начал свой поэтический путь в историю нашего Отечества, в историю нашей Малой Родины, чтобы восстановить историческую справедливость в отношении тех людей, благодаря героическому самопожертвованию эта земля стала частью ВЕЛИКОЙ РОССИИ.

Сегодня он предлагает вниманию своих читателей свой триптих «НА ПУТИ К МОРЮ-ОКИЯНУ...» о том, как был открыт пролив между Азией и Америкой, который носит имя датчанина Витуса Беринга. Триптих о подвиге БЕЗВЕСТНЫХ русских людей, которые проложили, в том числе и Витусу Берингу, путь к этому проливу...

 

НА ПУТИ К МОРЮ-ОКИЯНУ...

 

ПРОЛОГ

 

Вот закончился мой

в Соловецкой обители срок.

Впрочем, всё в этом мире

должно ведь когда-то кончаться.

С Соловецкого острова

еду на Дальний Восток.

Ну, а если конкретнее –

на полуостров Камчатка.

 

А когда-то давно

в моей келье жил странный монах.

Невысокий, застенчивый,

немногословный и тихий.

И любил фантазировать он

о далёких морях.

И привиделся путь ему

из Ледовитого в Тихий.

 

Так бы жил не тужил

он в потоке монашеских дел,

если б в кладке стены

не увидел случайно лазейку.

Помолился в ночи

путеводной Полярной звезде

и к ватаге Семёна Дежнёва

пристал в Мангазее.

 

Кочи шли на восток.

Их в пути засыпали снега.

И вмерзали во льды.

И дожди непрестанные лили.

Это всё не беда.

А беда – это, братья, цинга.

Но и даже цинга

не мешала мечтать о проливе.

 

И, конечно, успел

нацарапать корявым ногтём

наш монах на доске тот пролив

перед тем, как скончаться, –

как доселе неведомым

для мореходов путём

можно из Ледовитого в Тихий

прийти на Камчатку.

 

Вот и сказу конец.

Душу грешную ту отмолив,

и проливом пройдя,

люди с кочей ступили на берег…

Лишь спустя много лет

был повторно открыт тот пролив.

 

Но проливу сему имя дал

Командор Витус Беринг.

 

 

13.04.2015г.

Пос. Соловецкое

 

1

 

         Работая над поэмой «Бунт» об антирусском восстании камчадалов под предводительством Фёдора Харчина, возникло убеждение, что детонатором взрыва возмущения камчадалов послужил беспримерный переход мастеровых людей и казаков с оснасткой кораблей через водораздел между западным и восточным побережьями полуострова, принесший большой убыток местному населению. Однако, как следует из материалов выступления краеведа С.И. Вахрина о 1-ой Камчатской экспедиции, куда более жертвенным и мучительным был переход мастеровых и казаков от Якутска до Охотска, так называемый, юдомский волок. Об этом рассказано в поэме «Юдомский крест». Таким образом, возник своеобразный триптих о героизме русских людей при освоении Дальнего Востока. Это поэмы «Юдомский крест», «Бунт» и «Храм успения Пресвятой Богородицы».

 

ЮДОМСКИЙ КРЕСТ

 

КРЕСТЫ

1.

Севера

Из вечной мерзлоты             

прорастают к солнцу, словно семя,           

в небеса поклонные кресты.

Вознесенье!

 

Досягнуть седьмых небес высот,

вертикалью прикоснувшись рая,

поперечиною горизонт

подпирая.

 

Сверху небожители-жильцы

видели, поди, как эзотерик

аббревиатуру «I. Н. Ц. И.»*

на латынь исправил –

«Vitus Bering.»

 

Так из памяти забытой тьмы,

взламывая холод и забвенье,

прорастаем стебельками мы,

под стихи, легенды и поверья…

 

А окрест, как многие века,

лиственницы, чахлые берёзы…

И плутает по камням река.                                                   

Ах, Юдома, грусть моя и слёзы.

 

*)  I. Н. Ц. И.  – Иисус Назорей Царь Иудейский

 

ЗАВЕТ ИМПЕРАТОРА

«Отдайте все…»,

                    превозмогая боль,

смог написать… 

                           почивший император.

Из Петербурга

                         тронулся в Тобольск

из двадцати пяти саней обоз.

Дай Бог!

                Вернутся ли они обратно?

 

И облака за 10 тысяч верст

летят к проливу

                         с ветром

                                       на норд-ост.

 

Дозволь, Господь,

                             им лёгкую дорогу!

Мастеровым,

                     матросам,

                                      командирам

в неношеных

                      с иголочки

                                        бострогах*,

в камзолах канифасных

                                     и в мундирах.

…Почти два года

                             занял путь к Якутску

в Тобольске и Илимске

                                     две стоянки.

Река Юдома

                    впереди по курсу.

Седа как лунь

                        камлает удаганка!

 

*) Бострог – бушлат, одежда голландских моряков

 

3.

УДАГАНКА 

Бей в бубен!

                Бей!

                        Бубни!

                                 Бубни!

                                        Бум-бум!

«Буус Дьалкын хутун*, явись!» 

                                              исступлен

крик удаганки

                      в корчах

                                    и визжа…

И в мареве над головой,

                                  как лодка,

вальяжной

                   и развалистой походкой,

явилась

              Ледяная

                            Госпожа…

 

«Проснулись?

                    Вам уже не надо ехать!»

И в небе

             отозвался,

                               словно эхо

Её весёлый возглас –

                               «Э-

                                      э-

                                          э-

                                             хэй!!!»

 

Якутские казаки

                        и эвены

в безмолвии

                    упали

                             на колени –

не поднимают

              к небесам

                             голов.

А впереди в порогах

                                  и в заломах

Струится

                 обмелевшая

                                       Юдома

В тревожном

                     ожиданье

                                        холодов.

 

*) Буус Дьалкын хутун(якутск. миф) – богиня стужи

 

ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ

…Спускались холода

                          от перевалов,

Стояли сопки

                       в золотом

                                      и в алом

отцвете,

                 и на эту красоту

взглянув,

            казаки дружною гурьбой

в дощаники*) впряглись

                                   и бичевою

пустились в путь

                             к поклонному кресту.

Их двести душ,

                          четыре сотни ног.

Идут казаки

                     к морю

                                на восток.

Там, где-то крест поклонный

                                        над могилой

казаков,

                что в засаду

                                  юкагиром

пропались

                 средь пустынных

                                           этих мест.

И много лет

                       напоминаньем вечным

Полярною звездой

                            стоит подсвечен

в их память

                      у реки

                                 Юдомский крест.

 

Четыре тысячи пудов

                                на лодках –

Канаты,

             фальконеты,

                                        якоря…

Друг дружку согревая,

                                      спят в болотах.

Заломы разбирают

                             от коряг…

 

Вот первый снег.

                              И первая пурга.

И леденящие 

                       ветра

                                   завыли

Мороз.

           И по реке

                            пошла шуга.

Задумчиво стоят

                      мастеровые

с казаками

                 на берегу –

«При-

          плы-

                    ли.»

 

*) Дощаник – плоскодонное деревянное речное судно.

 

ЮДОМСКИЙ ВОЛОК

Есть такое слово.

                       Слово – «надо»!

Прилагается к нему

                                     награда.

Орден.

           В крайнем случае медаль.

Впереди

            заснеженная даль 

Все впряглись

                    в берёзовые нарты.

Тащут и хрипят друг другу:

                                      «Надо!

К сине морю

                     Ламскому* дойти…»

А иного нет у них пути…

Ядра,

          якоря

                     и фальконеты

поплывут в Америку.

                                Там, где-то

на востоке

                 должен быть пролив.

Так с дощаников

                         пуды взвалив

на себя,

               бредут они по жизни,

пасынки и сыновья

                                  отчизны.

Но конца и края не видать.

Государь велел им –

                                «Всё отдать»!

Всё отдать!

                А что есть кроме жизней? –

Тут уж не до жиру,

                           быть бы живу!

Надобно

             достойно помереть.

Хлещет

              по казацким спинам плеть,

лиходей датчанин

                          Мартын Шпанберг –

лейтенант

                при шляпе и при шпаге.

Командору Берингу земляк.

Так его разэтак и растак!    

Милости в нем нет

                           ни фунта даже.

Тащат казаки

                  муку в поклаже,

души их усопших помяни,

ели сыромятные ремни.

А их –

         «кошками»**!

                                 А их –

                                         в колодки!

Слабые,

              закутавшись в ошмётки,

Уходили в сторону с пути.

Господи,

               их немощных,

                                      прости.

Там они,

              вестимо,

                            и поныне –

сопки их,

               сердешных,

                                схоронили

от болезней, голода, беды…

И позёмкой

                  замело следы.

Лишь бы веры,

                       братцы,

                                   нам хватило.

Будет вера –

                      значит будет сила,  

чтобы к морю

                    дотащить весной

грузы,

            что остались за спиной.

 

*) Ламское море – Охотское море

**) Кошка – плеть с девятью и более хвостами, обычно с твёрдыми наконечниками.

 

5.

ДВОЕ

Юдомского креста

                          достигли дружные

щепотник правильный *)

                                       и басурман.

С геодезистом

                     православным Лужиным

дошёл

           католик

                     Морисон, штурман.

 

Слезинками

             в глазах снежинки таяли,

под крест шагнули

                               как в последний бой.

Голодные,

                больные

                               и усталые…

Вот только плечи

                           крестят вразнобой.

Не знаю,

             как сказать теологически –

по православному

                                  и католически.

 

Легли они в сугроб,

                                   как в смертный одёр.

Мороз по сердцу

                             холодит,

                                           что нож.

«Спокойной ночи

                            русский парень, Фёдор!»

«Good night, тебе,

                           шотландский парень, Джордж!»

 

 Им никогда

                   не возвратиться абие.

Лежат они

                  и их дражайший груз.

Один,

            к груди прижавший

                                              астролябию,

Другой

            с поклажей

                               пуговиц и бус.

 

*) Щепотник правильный – крестящийся щепотью – тремя пальцами, по-никониански

 

7.

ЭПИЛОГ

Дойдут,

             идущие в пути-дороге.

Войдут их

                обмороженные ноги

(увы, не те четыре сотни ног)

В Охотский теплый,

                              обжитой острог.

Пришлось, конечно,

                                поначалу туго,

свой первый шитик

                            назовут «Фортуна»,

ведь милостива

                        к ним была Судьба.

А потому в Америку суда

пойдут

             и им откроются проливы.

Как говорится – добрый путь!

                                         Счастливо!

 

Не надо их хвалить

                            и укорять.

Не все

             в острог Охотский

                                            якоря

доставлены.

                    Пришли без запасного.

И нынче говорят,

                           не без смешного,

что в наши дни

                      в местах тех,

                                         коль не врут,

геологи ходили

                          на маршрут,

а из воды 

                  торчала железяка.

Геологи в нехоженной тайге

в непроходимой

                         для судов 

                                            реке

сыскали вдруг

                     адмиралтейский якорь.

 

Случайный путник,

                                  голову склони.

Тех помяни,

                     кого мы позабыли.

Юдомским волоком

                                  прошли они.

Спаси, Господь!

Такими

Люди

Были!

 

 

 

2

 

Б  У  Н  Т

 

 

      Не лёгким случилось начало ХVIII века на Камчатке. Недавно закончился беспримерный зимний переход на собаках с корабельной оснасткой бота «Архангел Гавриил» для Первой Камчатской экспедиции из Большерецкого острога на западном побережье Камчатки в Нижнекамчатский острог на восточном побережье. Массовая гибель собак и голод привели к недовольству русскими со стороны местного населения. И вот в 1731 году тойоны (вожди) еловского и ключевского поселений Фёдор Харчин с братом Степаном и их дядя Голгоч объединили вокруг себя недовольных тойонов Тигила, Ханея Иурина, Чегича, Лыкоча, Нефёда Тенивина, Чаромаша… И грянул бунт. Тот самый бессмысленный и беспощадный!

     

Памяти моей одноклассницы
Куркан (Коллеговой) Татьяны

                                          

 

  1. ПОХОД . ЗИМА 1727 ГОД.

 

Изнуряющий бег Гончих Псов            

над вершинами острых зубцов –

это звёзды промчались во мраке.

Умирают в упряжках собаки

с безграничной любовью в глазах.

Вьётся нитью шахма в небесах.

 

Командора нельзя укорять.

Нарты в сопки везут якоря,

паруса, корабельные снасти…

В командора незыблемой власти

не держать курс в Курильский пролив,

а дойти, хоть собак уморив,

с Большерецка до Нижнекамчатска.

 

Мысли, мысли безудержно мчатся,

только посуху ехать нет сил…

Уж не слышен запев разудалый.

Труден путь.

Помоги камчадалам,

вестник Божеских тайн – Гавриил,

чтоб живыми вернулись в яранги

 

и поведай нам тайну, архангел –

есть ли морем в Америку путь?

Вдруг в подзорной трубе капитана

померещится фата-моргана 

и Америки нету отнюдь.

 

В армяки запахнувшись, в кухлянки

люди шли,

а небесный архангел

их, безудержных, сопровождал

в ледяную холодную даль.

 

Гавриил распахнул парусами,

как забитыми снегом крылами,

до Полярной звезды небосвод.

Глаз прищурьте.

За Гончими Псами,

нет, не нарты –

огромные сани,

прут

под флагом

Андреевским

Бот.

 

       Шахма – след, колея от нарт

 

  1. ЗАГОВОР. 1728 – 1730 год.

 

Ивы растворились в полумраке

На Еловку опустилась ночь.

Воют уцелевшие собаки,

крадучись в ночи идёт Голгочь.

 

Плещется на перекате кижуч

Над кустами вьётся мошкара.

Чегеч, братья Харчины и Лыкоч –

Шепчутся тойоны у костра:

«Нынче собирают комиссары

и подьячие тройной ясак…»

«Забирают всё: кипрей, сарану…»

«Уток…»

«Заморили всех собак…»

«В их хозяйстве трудимся задаром…»

«Забирают и детей, и жён…»

«Тяжело живётся камчадалу…»

«Русскому, однако, хорошо…»

 

Злобен и могуч, до крови алчен

тихо подошёл тойон Голгочь:

«И тебе не стыдно, Федька Харчин,

воду в ступе без конца толочь.

Нам Хантай свою являет милость.

Мне шаман сегодня объяснил –

с русскими не надо житься миром.

Скоро бот “Архангел Гавриил”

русских увезёт в Студённо море.

Вот тогда нам жить да не тужить,

позабудем тяготы и горе                                            

и заместо русских будем жить!»

 

«Зарыдают дети их и жёны.»

«Порастёт травой Нижнекамчатск.»

«Пусть острог останется сожжённым.»

«Фёдор, ты не против?»

«Всех кончать!»

 

От костра кровавят лица блики.

Дым клубится с комарами прочь.

С пылу с жару спит спокойно Лыкоч,

разморился богатырь Голгочь.

 

Спит и видит Лыкоч, что из речки, 

Извиваясь, выполз, как кета,

в рыбий хвост одетый человечек –

это ли не чудо? –

сам Хантай!

 

«Долгожданный, родненький наш идол.

Ты ещё, однако, потерпи.

Много тёплой кровушки убитых

брахтатынов скоро будешь пить.»

 

«Поумнели, дорогие братья.

Кончился терпения запас.

Не хочу вас торопить и брать я

на себя ответственность за вас.

 

Не пристало дома жить гостями.

Скоро ваши реки все вокруг

до верховьев оградят сетями.

Будут чужаки пороть икру.

 

И не будет никогда толкуши,

И не будет больше кислых ям.

Будете кору с сараной кушать.

Так и передай своим друзьям.»

 

Вздрогнул Лыкоч от виденья шалый,

прогоняя мухомор-дурман.

 

И Завина вышла в небо в алом

И стелился над рекой туман…

 

        Тойон – вождь

       Хантай – божество ительменов с телом человека и хвостом рыбы 

       Брахтатыны – огненные люди.

       Завина – заря.

 

  1. НИЖНЕКАМЧАТСКИЙ  ОСТРОГ .  1731 год.

 

Бабы разлетелись стаей.

Кто куда.

По избам прочь!

 

Гордый

с идолом Хантаем

неподвижно встал Голгочь.

Он домой пришёл!

Не в гости!

Над острогом Кутх парил.

 

Клирик Лазарев Иосиф

бот «Архангел Гавриил»

провожать уехал в устье.

А тойоны, чтоб им пусто

было жить да поживать,

стали русских убивать.

 

Яро полыхала церковь.

И в раскраске боевой

иноверцы, иноверки

вились под шамана вой

 

Дым и смрад от изб горелых.

разгоняло ветерком.

И лежали в острых стрелах

смирно казаки рядком.

          

Вот тогда с победным кликом,

в битве невредим и цел,

с жёстким луком вышел Лыкоч.

Подыскал привычно цель.                       

Равнодушно и спокойно

взял стрелу,

что поострей.

 

И упал на колокольне

сын Иосифа – Андрей,

за верёвку ухватившись,

как за жизнь,

в последний миг.

Как-то ласково и тихо

тронул колокол язык.

 

Так душа дьячка Андрея

полетела в небо, рея,

покидая тело вон…

Благовеста чистый звон.

 

А на колокольне рядом

сын Андрея голосил.

Вот и цель вторая кряду –

внук Иосифа – Максим.

 

В этот миг рвануло погреб

с порохом,

взметнув настил.

Инстинктивно Лыкоч вздрогнул

но калёную

пустил.

 

Вот она – дуга крутая!

Не стрела,

а высший класс!

Точно идолу Хантаю

угодило промеж глаз.

 

И кому же это надо –

не желать вины,

но смочь?

Лыкоча с большой усладой

бил

неистовый

Голгочь.

     

Весь острог в безумном беге.

Это маскарад, поди –

Русским стал счастливый Чегеч

В длинном платье попадьи.

 

Нынче – русский,

не иначе,

комиссар и капитан –

заводила Федька Харчин

мерял форменный кафтан.

 

         Кутх – ворон, божество народов Камчатки

        Калёная – стрела с древком из нескольких продольных частей разной древесины, соединённых между собой рыбьем клеем

 

  1. ВЕСТНИКИ.

 

Шли по Уйкоалю баты.  

А на них, как сном объяты

убаюканы волной,

в первом бате – Сенька Плотник,  

во втором Ивашка Постник          

меж лопаток со стрелой.               

 

Сенька жив, господня милость,

шибко кровь его сочилась

из увечья на лице.

Он шептал неубиенный

об измене и неверном

злыдне – Федьке подлеце,

Федьке Харчине тойоне,

что за ними шёл в погоне,

но в потёмках упустил.

 

Вот и Уйкоаля устье.

Юркий бат теченьем ткнулся

в бот «Архангел Гавриил»

 

Счастлив Сенька.

В самом деле –

он сумел дойти до цели,

он успел –

один из двух.

И на палубе мгновенно

только прохрипев: «Измена..»,

отдал богу Сенька дух.

 

     Уйкоаль – река Камчатка.

    Бат – долблённая лодка из тополя.

 

 

  1. НИЖНЕКАМЧАТСКИЙ  ОСТРОГ .  

(продолжение)

 

«Русские всегда

                 приходят за своим.»

Горе – не беда.

                 Значит победим!

 

Скоро выйдет срок,

                  немножко погоди,

воротим острог,

                  платье попадьи…

 

Полуостров Крым,

                   Аляска ли сиречь –

подобает им

                   слушать русских речь.

 

Будет, всё равно,

                   с верёвочкой бычок.

Дружба дружбой, но

                    раздельно табачок.

 

Пусть летят года,

                    только мы твердим:

«Русские всегда

                    приходят за своим.»

 

Тогда к Нижнекамчатскому острогу

с казаками пошли во вражий стан –

вернуть должок –

в опасную дорогу

Михайло Гвоздев,

Спешнев Иоанн.

 

В дни испытаний тяжкую годину

пусть крепнет дух, не задрожит рука.

Неподалёку от глухого тына

рванули из густого лозняка

два фальконета.

                       И фузей раскаты.

В пылу вокруг острога тын лежал.

И засверкали пятками камчаты.

И Федька Харчин тоже побежал.

 

Бывало, Федька догонял оленей

и в этот день бежал он впереди.

Голгочь Хантая бросил, как полено.

И вскидывая острые колени,

мчал Чегич в длинном платье попадьи.

 

Тойон – всегда тойон!

Он шит не лыком!

И словно Гиппократ: «Не навреди…»

шептал на пепелище церкви Лыкоч,

не ведая, что будет впереди.

Он не бежал.

Какие-то сомненья

испытывала чуткая душа,

не помышляя о богоявлении.

Смолою стен обугленных дыша,

не представляя, что такое ладан.

Уже тогда потомками оправдан,

предчувствием неясным упоён

стоял бесстрастный ключевской тойон.

 

 

  1. СУД.  1733 – 1739 год.

 

Эстафетой прилетело спешно

извещение для лиц сановных

в Петербург.

И виза на депеше:          

«Разобраться. Наказать виновных.»

 

Воздалось за бунт всем в полной мере.

Проверяя тщательно доносы,

подполковник из Якутска Мерлин

проводил с пристрастием допросы.

 

Разыскные выполнив задачи

следствие нашло, кого винить –

трое русских казаков и Харчин

признаны виновными.

Казнить.

 

Вот тогда любуясь утром летним,

созерцая небосвода синь,

«Только чтоб не вешали последним» –   

перед смертью Фёдор попросил.             

 

А потом пороли всех кнутами.

Лыкоч и казак на пару с ним

спины исцеляли лопухами.

Лыкоч и Коллегов Евдоким.

 

  1. КРЕЩЕНИЕ.  1745 год.

 

Завина небо выкрасила ало.

Толпа пришла на берег Уйкоаля.

В толпе казак Коллегов Евдоким

и Лыкоч со спиною воспалённой

невдалеке неловкий и смущенный

стоял благим предчувствием томим.

 

Затем священник Лазарев Иосиф

над ними преклонёнными вознёсся

с кропилом величав и седовлас.

Когда креститься в воды Уйкоаля    

вошли,

вдруг образ идола Хантая            

с горы скатился со стрелой меж глаз.  

 

Крестясь щепотью пальцев неумело,

под воду окунаясь то и дело,

живительной представилась вода.

И вышел Лыкоч из реки смышлёный.

 

По сердцу – голубь!

 

И не по-вороньи

вдруг каркнул Кутх развенчанный тогда.

Не Лыкоч он.

Пусть имена такие

Забудут.

Он – Никита Евдокимов

Ему казак Коллегов имя дал.

 

Когда дьячок Максим поднёс икону

И благовест разнёсся колокольный,

Никита,

но не Лыкоч,

зарыдал.

 

Никита всхлипывал, себя жалея,

припомнив убиенного Андрея.

Над Уйкоалем плыл церковный звон.

Тот звон, который души наши будит.

А с колотушкою шаманский бубен                                     

исчез, как тёмный безнадёжный сон.

 

Отныне он Коллегову был крестник.

И на его груди нательный крестик

висел с изображением Христа.

Не это ли была его отрада.

А выше награждения не надо,

ведь жизнь вокруг

прекрасна и чиста!

 

  1. ИСПОВЕДЬ. 1768 год.

 

Под вечер очертанья гор размыты,

И кажется, что близок горизонт.

У балагана нравится Никите

Сидеть и слушать колокольный звон.

 

Вечерний звон.

Вся жизнь перед глазами

Всё чаще размышленья о Творце.

Текут года, как Уйкоаль, слезами

на высохшем морщинистом лице,

 

морозами и солнцем опалённом.

Он был, наверно, неплохим тойоном.

стал старостой при церкви Ключевской.

Пора перебираться на покой.

 

«Молю о том, чтобы Господь дал силы

Он завещал быть честным до конца –

Сегодня я священнику Максиму

покаюсь, что убил его отца.»

 

    Балаган – летняя постройка ительменов

 

  1. ОСПА. 1768 – 1769 год.

 

Укрывались в землянках

                            от ветра мы.

Уносили ветра

                      вместе с крышами

балаганы!

              Но чтоб о «поветриях»…  –

на Камчатке

                  такого

                          не слышали…

Чтоб заброшены

                           стали селения.

Трупы в избах,

                  а не на погостах.

Умирали на лавках

                       последние,                 

заражённые оспой.

Но участливы

                     к мукам людским

шли бесстрашные.

                   Хоть не привиты.

 

Не вернулся священник Максим.

Не услышал признанье Никиты…

 

 

  1. ЛИТУРГИЯ. 1770 г.

 

Давайте, братья, позабудем горе.

Пребудем в церкви, гости дорогие!

Коллегова Никиты сын Григорий

сегодня совершает литургию.                                         

 

Ведь людям, в сущности, не надо много.

Григорий пастырь

вечными словами

Вещал с амвона:

«и да будут милости Великаго Бога

и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!» 

 

Господь наш милостивый Триединый.

Он любит нас. Он всё прощает нам.

Блаженного помянем Августина:

«Какие мы –

такие времена.»

 

Простим друг другу наши прегрешенья,

мы созданы по Божьему подобью.

Нам вместе жить во времена лишений

на Уйкоале с верой и с любовью.

Уж коли вкупе мы живём с надеждой,

тогда сплотимся вместе одесную,

обнимемся, откроем, други, вежды.

И возопим все вместе:

«Аллилуйя!!!»

 

 Одесную – с правой стороны; но так же означает «близко» (Псалтирь15:8)   

 Вежды – веки

                           

  1. КОЛЛЕГОВА ТАТЬЯНА.   2024 г.

 

Как все, мы были в детстве шалуны.

Случалось, лазить уходили в скалы.

Цепляясь за кусты и валуны,

Мы орудийные шары искали.

 

Прошли года. Теперь, ищи-свищи,

Где наши сердцу милые раскопки.

И, где они, чугунные мячи,

Мои сокровища Никольской сопки

Истории случайные дары.

 

В один из дней мой друг по школе Таня,

Увидев заржавевшие шары,

Поведала о дальних предках тайну.

 

Про то, как шквал огня над головой

Сметал редуты канувшего века.

С крестом в руке

В атаке штыковой

Шёл впереди протоиерей Коллегов.

 

И как скользили штуцеры в крови.

Гремела над горами канонада

И рвали сопку имени Любви

Три дня англо-французских пушек ядра.

 

Тогда со сдержанностью напускной

Небрежно мои губы обронили:

«Коллегов?

Я не знаю, кто такой.

По видимости, твой однофамилец?»

 

Прости.

Сейчас я, Таня, стал мудрей.

Все знают, что медалью восславлялся

Михал Григорьевич, протоиерей!...

А Лыкоч ему прадедом являлся…

 

Сопка Любви – так горожане называют Никольскую сопку Коллегов Михаил Григорьевич – выпускник Иркутской духовной семинарии, протоиерей, «за оказанный им подвиг самоотвержения при отражении неприятельского нападения на Петропавловский порт в лето 1854 года в августе месяце, высочайше награждён бархатною фиолетовой скуфьёй и набедренником.», «будучи неоднократно призываем к служению молебствий о даровании победы над врагами, совершал их во время действий неприятельской эскадры с очевидной опасностью для жизни. Под сильнейшим огнём эскадры он являлся сам на батареи, именем Бога Живаго ободряя защитников.» Был награждён бронзовым наперстным крестом на Владимирской ленте и бронзовой медалью. 

 

14.05 – 27.05.2024г.
с. Мильково – г. Петропавловск-Камчатский

 

3

 

ХРАМ  УСПЕНИЯ  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЫ

 

1.

 

ДОРОГА  К  ХРАМУ

 

«… освоение и духовное просвещение
Камчатки и Северной Америки неразрывно
связано и во многом обусловлено деятельностью
русских православных служителей и мирян.
Своеобразной «колыбелью православия» в этом
районе стал Нижнекамчатский храм Успения
Пресвятой Богородицы, освящённый в 1741 г. и
восстановленный в августе 1993г.»
Протоиерей И. Кобелев.
IV Международные Исторические
и Свято-Иннокентьевские чтения. 2006

 

 

Зачем себя иллюзиями тешить?

Живи и не тужи – здесь и сейчас.

Маршрут обычный.

И пейзажи те же

Вдоль трассы: Петропавловск – Усть-Камчатск.

 

Поди узнай, где вымысел, где правда.

Туманом скрыты прошлые года.

По трассе, как по жизни, мчится «Прадо»,

Наматывая мили на кардан,

 

По колее разбитой и по лужам,

То в речках увязая, то в песке…

Дорожников балок нас ждёт и ужин

На берегу на Радуге реке.

 

Земля обетованная.

Забытый

Там храм Успения стоит, как встарь.

И Радуга и речка Озерки там

Текут, как прежде, в воды Уйкоаль.*

 

И мы по заболоченным участкам

Вдоль Радуги пойдём и встретят нас,

Места, где был острог Нижне-Камчатский –

Но в прошлые года, увы, ГЛОНАСС

 

Не приведёт, –

Пойдём по бездорожью

Сквозь шаломайник во весь рост.

Притом,

Нам будет и заветней и дороже

Тревожная тяжёлая дорога,

В сей Богородицы Пречистой дом.

 

Дорога к Храму – это вам не скатерть.

Я помню, как по ладожским штормам

Под пение акафистов наш катер

Из Приозерска шёл на Валаам.

 

Там на причале монастырском позже

Встречающие обнимали нас,

А мы в ответ шептали только: «Боже!

Благодарим Тебя, что Ты нас спас!».

 

В беседе как-то приводил мне факты

Дорожник Юра из «Устоя-М»**:

«…что будут автотрассы все в асфальте

и сеть дорог объединит затем

 

Камчатку и Чукотку. И без тряски,

да без колдобин – трогай в добрый путь!

Чтоб на американскую Аляску

Через пролив, прищурив глаз, взглянуть…

 

«Мечтатель! – возразил тогда я Юре –

Ты автотрассы строишь хорошо.

Пускай американская де-юре,

Но, ведь Аляска – русская душой!

 

Они с Камчаткой и сейчас едины.

Они едины до сих пор в мечтах.

Грустящим о свидании, родимым,

Сны снятся о тоннелях и мостах.

 

А по твоим асфальтовым дорогам

Я, в пробках простояв, приеду в храм.

На паперти, а может на пороге

Экскурсовода выслушаю. Там

 

Куплю магнит – с Успенским храмом фото.

Не протолкнувшись к алтарю, увы,

Я на столетних брёвнах возле входа

Прочту «Здесь был Василий из Москвы».

 

А вдоль дорог – помойки да потёмки,

Печальный для экологов урок.

Чтоб сохранить Камчатку для потомков,

По мне бы – лучше б не было дорог.

 

Не будет ни узбеков, ни киргизов,

Что приезжают мусор убирать,

Чтоб заработать с визой и без визы, –

Временщикам Камчатку не понять.

 

Да, всех она оденет и накормит.

Но, как бы ни был заработку рад,

Ты ей дари добро…

Она запомнит.

И одарит

              своим

                       добром

                                  стократ!»

 

__________

*    р. Уйкоаль – большая река, р. Камчатка.

**  ООО «Устой-М» – подрядная организация, осуществляющая строительство дорог в Камчатском крае.

 

2.

 

                                        ПОСЛЕДНИЙ  ЗАМЫСЕЛ

                                                                

«Первая река, впадающая в Камчатку (следуя по
устью вверх): Ратуга (по-камчатски Орат); на ней
построен острог…»

А.С. Пушкин,
Материалы для заметок о книге
С.П. Крашенинникова
«Описание земли Камчатки»
20 января 1837 год.

 

 

«В стране гористой, влажной и печальной

по восемь месяцев земля в снегах…» –  

История Поэта о Камчатке

Осталась на столе в черновиках…

 

История – не атаманов «сказы».

Её страницы – не всегда почёт.

Она не создается по указу.

Был Пётр,

Но был еще и Пугачёв.

 

Из вставших на Сенатской

знал он многих –   

те, старые лицейские друзья,

что обжили байкальские остроги,

холодные якутские края.

 

В российские неведомые дали,

сердцами и свободою горя,

шли лучшие сыны под звон кандальный,

Российскую историю творя.

 

И там, на Чёрной речке, не случайным

был выстрел, отозвавшийся в веках.

История Поэта о Камчатке

осталась на столе в черновиках…

 

 

3.

 

КАЗАК   ИВАН   ПОСТНИК

 

«…Нижнее-камчатскую церковь на реке
Радуга строил Иван Постник…»

М.И. Угрин. Сбережем памятник.
«Камчатская правда» 1983 г.

 

«К Лику Богородицы губами

Прикоснись.

И, может быть, поймёшь –

Пусть ты тоже Постник,

Хоть не Барма,* –

Но по силам ношу ли берёшь?

 

Чем ты заслужил такую милость –

Богородице Пречистой дом

Строить, так, чтоб сердце колотилось

В лиственницы острым топором?»

 

Тишина над лесом. Вечер поздний.

Полузабытьё, а, может, сон…

Знает цену делу Ванька Постник.

Ну, а кто же сможет,

Как не он!  

 

Помнишь, большерецкие матросы

С командором через перевал

Перешли на Уйкоале стоить

Бот отменный.

 

Командор искал

Путь в Америку.

Тогда в остроге

Всю весну стучали топоры.

Со товарищами бот построив,

Плотником стал Ванька с той поры.

 

Людям воздаёт Господь по вере.

Бот назвали «Святый Гавриил».

Командор суровый Витус Беринг

Шибко Ваньку-плотника хвалил.

Ведь в работе,

Хоть в жару, хоть в стужу,

Ежедневно всюду и всегда,

Мы невольно посвящаем души

Результатам своего труда.

 

«Ты, мой бот, от киля до оснастки –

С командором шёл в тот самый год**.

Ты привёл нас к берегам Аляски,

«Святый Гавриил», красавец-бот!

Дай, Господь, мне Храм построить силы!

Чтоб стоял он многие года

В память тех, кого шторма носили,

Кто плутал в туманах и во льдах.

 

Кто стерпел разлуку и лишенья.

Кто в пучине вод обрёл покой.

Ведь Успенье – это Воскрешенье

В небесах!

И в памяти людской…»

 

Постигая время,

Словно постриг

Принимая от седых веков,

С нами Ванька Плотник, Барма Постник

Замерли безмолвно у икон.

 

Купола с крестами!

Годы мчатся…

Мы приходим в радости, в тоске ль

В храм Успения в тайге камчатской.

В храм Покровский «что на Рву» в Москве.

Не бывает

                  поздно или рано –

Вовремя – с пылающей свечой!

 

Тех, кто строил корабли и Храмы,

Господи, помилуй православных!

Души их во веки упокой!

 

__________

*   Барма Постник – «сын Постникова, по реклу Барма» (ХVI век), русский зодчий, строитель Покровского храма (храма Василия Блаженного).

** Первая Камчатская экспедиция 1725 – 1730 г.г.

 

 

4.

 

СВЯТИТЕЛЬ   ИННОКЕНТИЙ
(ВЕНИАМИНОВ)

 

Дайте знать, чтобы при погребении
моём речей не было; в них много похвал.
А проповедь по мне скажите: она
может иметь назидание; и вот вам
текст для неё: «От Господа стопы
исправляются» (пс. 36:23)

Святитель Иннокентий. 1879 г.

«Епископ Иннокентий одним из первых
в России подчеркнул значение
Нижнекамчатской церкви Успения
Богородицы в истории русского
православия на Дальнем Востоке
Российской империи и Русской Америки»

С. Вахрин «Покорители Великого Океана» 1993 г.

 

 

Великая Суббота…

Завтра Пасха…

Земные подытожены дела.

Немало было случаев опасных.

И беспокойной жизнь его была…

 

Не на осле по Иерусалиму –

Святитель с обмороженным лицом

С остолом* на собаках мчится мимо.

Острогов гор с валдайским бубенцом.

 

– «Гхах!»,  «Гхуб!» –

По насту нарты шибче мчатся.

Сияет тундра.

Наконец-то – «Хна!!!»**.

Идёт Святитель по Нижнекамчатску

В заветный храм Успения…

Весна.

 

Вот-вот распустятся пушинки вербы.

Сияет солнце.

Что ни говори,

Никак нельзя без православной веры

Жить на Камчатке,

Сколько здесь любви!

 

Идёт святитель дальше

В длинной парке

На Уналашку в свой забытый дом,

На бате, боте, шлюпе, на байдарке

С любовью к людям,

                               с книгой

                                           и с крестом.

 

Вы, Уналашка, и Кадьяк, и Ситка,

Малоизвестный островок любой,

Тинклиты, алеуты… Все – простите,

Что вашу он не защитил любовь.

 

Аляске вместе не бывать с Россией.

Что тут поделать? Спорь или не спорь,

Но есть дела, которые не в силах

Мы изменить. Уж так решил Господь.

 

Господь в пути стопы нам исправляет.

Он ведает о каждом. Посему,

Где человек ещё предполагает,

Господь уже давно располагает.

Лишь надобно прислушаться к Нему.

 

Пора…

Наденьте чистую рубашку.

Святитель Иннокентий вновь идёт –

Там, где Успенский храм в весенних красках,

Там, где уже давно на Уналашке

Его осиротевший ждёт приход.

 

Не надо на прощанье слов напрасных.

Жизнь, как одно мгновение прошла.

Суббота миновала.

Вот и Пасха!

Закончены земные все дела…

 

____________

*   Остол – палка для управления нартами.

** Гхах, гхуб, хна! – команды: направо, налево, стой .

 

 

5.

 

ВИТОЛЬД   АДОЛЬФОВИЧ   ПОПКО*

 

 

«Более десяти лет учащиеся Усть-Камчатской
средней школы  № 3 ухаживают за его могилой.
24 июня к могиле В. А. Попко была организована
экскурсия, в которой приняли участие более 80
ребят из пришкольного пионерского лагеря средней школы № 3…»

Никто не забыт. «Ленинский путь» 1983 г.

 

 

Давно в Нижнекамчатске не видали,

Полковника, что выше всех похвал –

С Крестами Грюнвальда, Виртути Милитари,

И чтоб звенели при ходьбе медали,

Чтоб без одной минуты генерал.

 

Он брал Берлин и Прагу с Войском Польским.

Он мог бы в Кракове служить сейчас.

Но отказался. И служить был послан,

Куда уж дальше, аж в Нижнекамчатск.

 

Жена Мария поначалу сникла,

Но, как обычно, улыбнулся он:

«Где быть иголке, Маша, там и нитке.

Поедем возводить укрепрайон.»

 

Все ждали, что война придёт с Аляски,

Но не создал Курчатов  «Кузьки мать»**.

Придётся снова поменять на каску

Свою с кокардой форменной фуражку

И вновь полки в атаку поднимать.

 

В сырой землянке тусклый свет коптилки.

Как спирт, забота голову кружит.

О притолок ударившись затылком,

Вошёл в землянку бравый замполит.

 

«Полковник, скоро ждите новоселье.

Я старый храм осматривал с бойцом.

Мы разберём его и наши семьи

Уедут из землянок в тёплый дом.

Поставим двери, в окна вставим стёкла.

За сутки храм растащим по бревну».

 

«Я, лейтенант, ни одного костёла

И ни одной церквушки за войну

Не смел коснуться этими руками.

Мы – атеисты, р-р-растакую мать!

Но эта церковь строена не нами –

Не нам её по брёвнам разбирать!

Ты извини, что говорю я жёстко,

Но ты пойми, товарищ замполит,

Что Божья Мать, она же Матка Боска,

Хранила в окруженье Войско Польско!

И нас ещё, быть может, сохранит…»

 

Ах, времечко, – давно ли это было.

Укрепрайоны поросли травой…

 

И под звездой полковника могила

Стоит у храма, словно часовой.

 

_______________

* Командир воинской части № 47127. Бывший командир 28-го пехотного полка 9-й Польской дивизии 2-й Польской армии. В начале 1945 г., приняв на себя командование дивизии, вывел её из окружения.

** «Кузькина мать» – так Н.С. Хрущёв называл водородную бомбу.

 

 

6.

 

ВОСКРЕШЕНЬЕ  

 

«В 1993 году на Камчатке по решению
правительства России отмечалось 250-летие
начала промыслового освоения россиянами
Русской Америки… человек без исторических
своих корней и памяти – временщик не только
в собственной своей жизни на полуострове, но
и в истории Отечества»

С. Вахрин «Встречь солнцу» 1993 г.

 

 

«В безлюдье, диву дивному подобно,

Стоит заброшенный Успенский храм.       

Он не горел, по брёвнам не разобран.

Он словно предками завещан нам.

 

И мы распорядиться храмом вправе.

Товарищи, задумайтесь о том,

Ведь на Аляске восемьдесят храмов!

На всю Камчатку – лишь молельный дом…

 

Решайте, как – за совесть ли, за страх ли,

Но дело чести – храм восстановить…» –

Волнуясь, говорил Серёжа Вахрин,

Райисполком пытаясь убедить.

 

И убедил.

За годы атеизма

Возник психологический изъян –

Мы разочаровались в коммунизме.

И все произошли от обезьян.

 

Но на круги своя нас возвращает

Судьба.

И православной вере дань

Мы отдаём.

И яйца освящаем,

А в январе ныряем в иордань.

 

Вздохнёт душа однажды легче праны*.

И ты поймёшь, что всё – не просто так.

И испытаешь то, что в этом храме

Испытывал два с лишним века ране

Крещённый первым алеут Темнак.

 

Закончил плотник трудовую вахту,

Кресты над кровлей Храма закрепил

Раскольник старовер Серёжа Вахрин

Вздохнул

            и грудь тайком  перекрестил.

 

А в православном мире храм старинный

Успения

              заполнил пустоту.

Храм освящал священник с Украины

И алеут – дьяк с острова Атту.

 

Былых столетий истовая сила

Вернулась в край родной издалека.

Над россиянами взмахнул кропилом

Потомок алеута Темнака.

 

Из Радуги-реки взметнулись воды

И засияли праздничной дугой

Промеж Новоархангельска** и Львова

Над гладью Уйкоаля и тайгой.

 

_______________

*   Прана  (санскрит) – ветер, энергия дыхания;

** Новоархангельск – столица Русской Америки, ныне Ситка.

 

 

7.

 

МОЛИТВА  ВЕЧЕРНЯЯ

 

Ангели, успение Пречистые видевшее удивишися:
како Дева восходит от земли на небо.
Побеждаются естества уставы, в Тебе, Дево Чистая:
девствует бо рождество, и живот предобучает смерть:
о рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно,
Богородице, наследие Твое.

Задостойник Успения глас 1

 

 

Как тихо и как дышится легко…

В природе лунным светом всё залито.

Там, под луною, гуси высоко.

И к небесам возносится молитва.

 

Вот он каков, Успенский этот храм!

Мне, кажется, что он всё понимает.

Ему со мной не спится до утра

И он молитве в тишине внимает.

 

А там, на Ситке, тоже храм стоит

Архангела Святого Михаила.

И он ночами лунными не спит…

А в Берингов пролив от Сахалина

 

Плывут в ночи огромные киты.

Медведи ловят рыбу где-то рядом.

Земля моя, я думаю, что ты

Зверью и людям на планете рада.

 

Когда свята природа и чиста,

Вглядись в неё и тишину послушай.

Воистину, спасает красота

Китов, людей, медведей, наши души…

 

А где-то далеко и высоко

Нас созерцают светлые, благие

Святитель Иннокентий, и Попко,

Казак Иван, и Пушкин, и другие…

 

Мы потребляем в вечной суете

Плоды цивилизации с опаской.

Как чудо в первозданной красоте

Камчатка наша вместе с их Аляской.

 

Империи потомкам очень жаль,

Что разлучили берега когда-то,

Что стали берега принадлежать

России и Соединённым Штатам.

 

Мой полуостров, как форпост страны,

Был многим недоступен по закону.

Пусть не было бетонной здесь стены,

Но невозможно въехать в погранзону.

 

Не вешали на двери здесь замков.

В посёлках все работали и жили.

Людское состраданье и любовь

Камчатку и Аляску сохранили.

 

Два берега великих государств

Порой то дальше кажутся, то ближе.

Мы помним те суровые года –

С Аляски корабли шли по ленд-лизу,

 

Из Фэрбенкса шли в небе голубом

АЛСИБом по маршрутам незнакомым

Наш военлёт и American boy

К затерянным в тайге аэродромам.

 

Поэтому я верю в день, когда

Враждебности исчезнут расстоянья,

Объединит молитва берега

Великих государств во покаянье.

 

 

8.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Встречь солнцу шлюпы шли к другому берегу.

Люд русский для далёких поколений

Осваивал Российскую Америку,

Отстраивая церкви и селенья.

 

И руки их мозолистые, грубые,

Земле дарили семена и ласку.

Цари, понятно, раньше были глупые –

Продали Калифорнию с Аляской.

 

Бескрайняя Российская империя.

Одна шестая суши, не хотите ль…

Кто не дошёл

И те, кто были первыми –

Поймите нас, наследников.

 

… Простите.

Свои не хмурьте лики, сиречь лица –

Российский Крым – отныне не утопия!

От деда

           внуком

                      бережно

                                    хранится

медаль

            «За оборону Севастополя».

 

 

06 – 30 апреля 2017 г.