Камчатка: SOS!
Save Our Salmon!
Спасем Наш Лосось!
Сохраним Лососей ВМЕСТЕ!
-
SOS – в буквальном переводе значит «Спасите наши души!».
Камчатка тоже посылает миру свой сигнал о спасении – «Спасите нашего лосося!»: “Save our salmon!”.
-
Именно здесь, в Стране Лососей, на Камчатке, – сохранилось в первозданном виде все биологического многообразие диких стад тихоокеанских лососей. Но массовое браконьерство – криминальный икряной бизнес – принял здесь просто гигантские масштабы.
-
Уничтожение лососей происходит прямо в «родильных домах» – на нерестилищах.
-
Коррупция в образе рыбной мафии практически полностью парализовала деятельность государственных рыбоохранных и правоохранительных структур, превратив эту деятельность в формальность. И процесс этот принял, по всей видимости, необратимый характер.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» разработал проект поддержки мировым сообществом общественного движения по охране камчатских лососей: он заключается в продвижении по миру бренда «Дикий лосось Камчатки», разработанный Фондом.
-
Его образ: Ворон-Кутх – прародитель северного человечества, благодарно обнимающий Лосося – кормильца и спасителя его детей-северян и всех кто живет на Севере.
-
Каждый, кто приобретает сувениры с этим изображением, не только продвигает в мире бренд дикого лосося Камчатки, но и заставляет задуматься других о последствиях того, что творят сегодня браконьеры на Камчатке.
-
Но главное, это позволит Фонду организовать дополнительный сбор средств, осуществляемый на благотворительной основе, для организации на Камчатке уникального экологического тура для добровольцев-волонтеров со всего мира:
-
«Сафари на браконьеров» – фото-видеоохота на браконьеров с использованием самых современных технологий по отслеживанию этих тайных криминальных группировок.
-
Еще более важен, контроль за деятельностью государственных рыбоохранных и правоохранительных структур по предотвращению преступлений, направленных против дикого лосося Камчатки, являющегося не только национальным богатством России, но и природным наследием всего человечества.
-
Камчатский региональный общественный фонд «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» обращается ко всем неравнодушным людям: «Save our salmon!» – Сохраним нашего лосося! – SOS!!!
-
-
-
-




Добро пожаловать,
Гость
|
ТЕМА: Камчатские айну. Кто они?
Камчатские айну. Кто они? 15 янв 2011 01:32 #2314
|
[quote author=75435441435F7970474D4E544F48260 lЧеловеческая цивилизация начала формироваться примерно в 250 млн.лет назад – и это были асуры ( некоторые читатели путают название асуры и лемурийцами, на самом деле это один и тот же народ, у Е.Блаватской он называется асурами, у Н.Рериха – лемурийцами, у других авторов – тоже по разному). Кто участвовал в создании (формировании) этого народа я писать не буду, так как это большая тема. В разных книгах
эти разумные существа (часто их называют богами) называются по разному . Мы назовем их (по Н.Рериху) Сынами Мудрости ( всего вероятнее это были представители солнечной цивилизации, пусть вас не смущает это, формы существования разумной жизни во Вселенной разнообразны, эти формы могут быть бестелесными, эфирными, прозрачными, из плазмы высокой температуры, не надо думать, что все разумные существа должны быть похожи на людей, которые на 90% состоят из воды). Сначала асуры были очень высокими (более 50 метров) и жили долго, но их было не очень много. Сначала они были бесполыми, но к 17 млн.лет днэ асуры уже были полностью физически похожи на современных людей, т.е. были и женщины и мужчины (произошло разделение асуров по половому признаку), асуры были высокого роста (более 18 метров), имели большую продолжительность жизни, у них был черный цвет кожи. Климат в те времена был очень теплый на всей планете. В те времена асуры (лемурийцы) имели прекрасную религию, и среди них жили белые боги (Владыки Мудрости, Цари Божественных династий). Эти боги учили асуров многим наукам. И не зря в древнеиндийских легендах асуров называли полубогами. В те времена наша планета Земля имела совершенно иной вид, нежели сейчас. На территории, где сейчас находится Индийский океан и Тихий океан находился громадный материк Лемурия. Западной окраиной Лемурии был современный Магадаскар, восточной окраиной был остров Пасхи (по другим сведениям – часть территории Перу, хотя и то и другое не противоречит друг другу, так как в течении миллионов лет размеры материка менялись). Северной окраиной Лемурии был остров Цейлон и Филиппины ( по другим источникам – даже юг Японии). Юг Лемурии примыкал близко к современной Антарктиде и включал в себя территорию современной Тасмании. Кроме этого материка в 17 млн.лет.днэ на Земле существовал ряд больших островов. Это остров Му (включал в себя юг современной Япоии, часть Океании, возможно и территорию Гавайских островов). Это остров севернее Му (современная Восточная Сибирь), вероятно островом был Тибет. Вдоль современного Атлантического океана от Лемурии была полоса больших островов от юга Африки до Гренландии и Норвегии (включая их территории). Вероятнее всего небольшим островом была Африка (восточная часть ее) и Северная Америка. Были небольшие острова и на месте современной Европы. Всю эту территорию населяли асуры, но больше всего их жило в районе современного Магадаскара (там внутри гор асуры строили свои города). К 4 млн.лет днэ размеры материка Лемурия стали уменьшаться (материк стал уходить под воду). На месте гряды островов в Атлантическом океане поднялся новый материк – Атлантида ( на нем стали жить атланты – это западная ветвь асуров). Именно с этого времени гегемония на Земле все больше переходит от асуров к атлантам. Увеличивается остров Африка, остров на месте Восточной Сибири, материк на юге Азии. Обособляются Австралия, острова Индонезии. Материк Му продолжает существовать. На нем продолжают жить асуры (это дальние предки современных айнов). К 800 тыс.лет днэ от материка Лемурия уже ничего не осталось кроме Магадаскара и острова Цейлон (кстати веддоиды Цейлона тоже являются прямыми потомками асуров). В это время остров (материк Му) существует и на нем продолжают жить асуры (предки айнов), но к этому времени асуры уже ниже ростом (до 5-6 метров). Материк Атлантида тоже в это время начинает уходить под воду. Но в это время начинает увеличивать свои размеры материк Африка, материк Европа и материк Северной и Южной Америки. Увеличились материки Северная и Южная Азия. К 399 тыс.лет днэ ( с этого времени я буду рассказывать только историю, которая напрямую касается айнов) материк Му тоже ушел под воду. Кстати японские подводные исследователи на дне Тихого океана часто находят архитектурные памятники цивилизации материка Му. От материка Му в районе южной Японии остались острова, на которых продолжали жить предки айной (поздние асуры). Вполне вероятно еще в те времена у тех асуров были еще контакты с инопланетными цивилизациями. Хотя с тех времен Землю представители с более развитые цивилизации все реже посещают, так как поздние атланты и оставшиеся асуры все менее соблюдают заветы (наставления) Высших Наставников. К 199 тыс.лет днэ острова Японии, Сахалина составляли единое целое и были соединены с Дальним Востоком. И всю эту территорию населяли предки айнов. К 79 тыс.лет днэ в Восточную Азию проникают переселенцы с Атлантиды – это туранцв (потомки атлантов). Возможно с этого времени начинаются контакты предков айнов с туранцами (предками всех монголоидных народов, включая индейцев Америки). С 38 тыс.лет днэ контанты предков айнов с туранцам усилились т.к.туранцы расселились до самого побережья Дальнего Востока, заселили север Корейского полуострова (в южной половине полуострова жили тоже потомки асуров, которые были близкородственны предкам айнов). К 22 тыс.лет днэ очертания островов Японии и Сахалина приобрели современный вид, Там жили предки айнов. На Корейском полуострове из потомков туранцев и живших там потомков асуров сожился новый народ – прото-корейцы-японцы (предки современных корейцев и японцев). Примерно к 4800 году днэ на Японских островах сформировалась археологическая культура Дземон, племена этой культуры были предками айнов. На Сахалине в это время уже проживали племена прото-чукчей (потомков туранцев). Вероятно взаимодействие прото-чукчей и предков айнов положило окончательному сложению народа айнов. Примерно с 400 года дна начинается массовое проникновение предков японцев (с Корейского полуострова) на территорию Южной Японии, при этом сложилась археологическая культура Яен, племена этой культуры видимо были предками современных японцев, но в них еще был сильным элемент потомков айнов (это я говорю к тому, что в формировании современного японского народа участвовали и предки айнов). К 200 году нашей эры в южной части Японии завершилось формирование японского народа, в средней и северной части Японии, а также на территории Сахалина жили айны. Формирование айнов к этому времени было полностью завершено. Кроме предков айнов в этом участвовали и предки чукчей (прото-чукчей), но возможно к этому были и причастны предки южных тунгусов, которые жили к этому времени у устья Амура и вероятно проникали на Сахалин. После 200 года территория, заселенная айнами в Японии постоянно сокращалась по причине движения японцев с южной части Японии на север. С 1600 года японцы начинают проникать и на остров Хоккайдо, где еще айны были основным населением. Ко времени появлению русских поселенцев на Сахалине, Хоккайдо было полностью подчинено Японии, часть айнов с Хоккайдо переселилось на Сахалин. http://pda.privet.ru/post/76190650 [/quote] язык не поворачивается называть этот чудовищный антинаучный бред историей. в интернете сейчас есть немало сайтов, где вполне представлена настоящая, а не выдуманная история айну, например: http://polusharie.com/index.php?board=116.0 что мне просто удивительно, что люди вроде бы интересующиеся историей своего края перепостили у себя на форуме такую вопиюще безграмотную нелепицу, достойную разве что желтой газетенки. ![]() |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Камчатские айну. Кто они? 20 янв 2011 04:50 #2346
|
От rusalka:
Жительница Твери Татьяна Шутова подозревает, что родители ее были айнами. Она 1940 года рождения, место рождения - Парголовский район Ленинградской области. В период эвакуации попала в интернациональный детский дом в Галиче Костромской области, в каком возрасте там оказалась - не знает. В возрасте 5 лет ее удочерили русские граждане. Сейчас начинает ярко вспоминать, как она считает, айнские песни и тексты, которые слышала в детстве, картинки реальных событий - похороны отца, на которых танцевали женщины в красных кимоно. Связывалась с учеными из Москвы, но ей не смогли помочь, никто не смог узнать язык. Нужны носители айнского языка. Если Татьяне Шутовой связаться с Алексеем Накамура, он сможет идентифицировать айнский язык? |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Камчатские айну. Кто они? 03 март 2011 00:04 #2373
|
В России стало на один коренной народ больше - по предварительным данным последней переписи населения, айнов в нашей стране теперь более ста человек. Это удивительно, ведь до недавнего времени считалось, что айны живут только в Японии. Еще более приятно, когда имеешь отношение к такому вот "возвращению" народа. Ведь именно "НА" накануне переписи обратил внимание сотрудников Института этнологии и антропологии РАН на то, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне российских народов, часть наших сограждан упорно продолжают считать себя айнами и имеют на это веские основания. Ученые подключились, и вот результат! А о том, кто же такие наши айны, "НА" беседует с жителем Камчатки Алексеем Никамурой.
- Мы - айны, или камчадальские курильцы, - никуда и не исчезали, просто нас долгие годы не хотели признавать. Еще Степан Петрович Крашенинников (русский путешественник XVIII века, исследователь Сибири и Камчатки. - Прим. ред.) описал нас как камчадальских курильцев. Самоназвание "айну" происходит от нашего слова "мужчина", или "достойный мужчина", и связано с военными действиями. Мы ведь 650 лет воевали с японцами. Единственный народ в мире, который сдерживал оккупацию, сопротивлялся агрессору - японцам. Я вообще считаю, что японцы паразитируют на нашей культуре. - Интересно, каким образом? - Присваивая наши традиции. Примеров тому много. Японский самурайский меч называется "катано". В айнском это слово обозначает "поселение", "деревня" или "род". Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. Харакири - т.н. японское ритуальное убийство - вообще придумано айнами! По нашим верованиям, душа живет в животе. И висит она там на тоненькой веревочке. Чтобы умереть и выпустить душу - иначе человек не возродится потом, - нужно вскрыть живот и перерезать эту ниточку. Глубокий "японский" поклон от чего произошел? В нашей мифологии есть водный дух, который называется Капа Кодзу. Принимая образ человека, он выходит на сушу, чтобы утащить кого-нибудь к себе под воду. В голове у него есть углубление. В нем водичка. Если вдруг она вытечет, дух умрет. Но беда в том, что дух этот очень вежливый. Иду я, например, по лесу, встречаю человека. Вдруг это Капа Кодзу? Я начинаю ему кланяться. Он мне в ответ. Чем глубже поклон, тем почтительнее ответ. И тем больше воды вытекает у духа. Так что на самом деле это проверка на вшивость - не водяной ли ты… - Внешне вы похожи на японца. - Мы не были никогда азиатами. Мы островной народ, и ученые до сих пор не выяснили, откуда среди безволосой Азии "шерстяные" люди. Мой предок - выходец с южных Курил, с острова Шикотан (Ясикотан по-айнски). Во времена последнего айнского восстания - примерно в 1725 году - преследуемый японскими войсками он уходил с семьей от погони на байдарах до самой Камчатки. Осел в России на Курильском озере. Айны вели полукочевой образ жизни. Зимовали на Курильском озере (теплое место), а летом уходили на побережье Охотского моря, добывали морзверя, рыбачили. Кстати, неверно думать, что названия Курилы, Курильское озеро и т.д. возникли из-за горячих источников или вулканической деятельности. Просто здесь проживают курилы, или курильцы, а "куру" по-айнски - народ. - Ваша версия разрушает и без того хлипкую основу притязаний японцев на наши Курильские острова. Если даже название гряды происходит от наших айнов! - Верно. Я участник экспедиции на остров Матуа. Там есть бухта Айну. Во время двенадцатой экспедиции нами обнаружена древнейшая стоянка айнов. По артефактам понятно - примерно с 1600 года, что это были именно айны. Об этом говорят остатки посуды, обсидиановый наконечник с проточкой для яда и другие характерные для айнов предметы быта. Поэтому очень странно говорить, что айнов никогда не было на Курилах, Сахалине, Камчатке, как это делают сейчас японцы, уверяя всех, что айны проживают только на Хоккайдо и только в Японии, поэтому им якобы нужно отдать Курильские острова. Это ложь. В России есть айны - коренной народ, тоже имеющий право на эти острова. Очень странно, что МИД России не использует этот аргумент, чтобы напомнить, что острова не могут принадлежать только японским айнам, скорее уж всем айнам. - Сколько айнов, по вашему мнению, проживает на Камчатке? - В нашей общине 205 человек. Может, некоторые не совсем айны, а люди, с ними себя ассоциирующие. Но это ведь не противоречит Конституции. - Знаю, что у айнов есть и физическое отличие - т.н. айнский паспорт, может, по нему определять? (Никамура со смехом закатывает рукав рубашки, демонстрируя свой "айнский паспорт".) - Нас называют мохнатыми курильцами. Но кроме антропологических особенностей частично сохранился язык. Есть словарь курильского языка в "Описании земли Камчатки" Крашенинникова. На Хоккайдо наречие, на котором говорят айны, называется сару, на Сахалине - рейчишка. Наше вообще никак не называется. К сожалению, все разговорники, буквари изданы или на японском, или на английском языках. В такой ситуации сложно сохранять язык. Нужны словари на русском, нужны центры по изучению и сохранению не только, кстати, айнского языка, но и ительменского, других языков Камчатки. На Хоккайдо есть корпорация "Утари", в переводе - сотоварищество. У них 55 отделений по всем японским островам. Это учебные культурные центры. Там обучаются не только айнскому языку, но и культуре. Есть, например, японцы, которые не являются айнами, но живут, как айны. И наоборот, айны, которые живут, как японцы. - Сохранение айнов действительно важно для Японии в плане культуры или она так педалирует айнскую тему из-за того, что стала идеологическим обоснованием территориальных притязаний? - Мы пытались через "Утари" наладить культурные связи с другими айнами. Но корпорацию интересовала только политика, причем определенно антироссийская. Я спросил у одного из их руководителей, зачем же так делается. Он ответил честно: нам нужно на что-то жить, а политики выделяют средства на то, что интересно им. Поэтому сейчас мы с "Утари" почти не общаемся. Будем возрождать культуру камчадальских курильцев - айнов - своими силами.
Беседовала Марина Долгих
Он-Лайн версия газеты "Аргументы недели" 19 января 2011 |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Камчатские айну. Кто они? 03 март 2011 02:08 #2398
|
Праздник медведя у айнов считается одним из основных и главных праздников в связи с тем, что айны считают медведя своим прародителем и близким родственником. В связи с этим существует культ медведя. Согласно распространенной айнской легенде, Бог гор в обличье медведя являлся по ночам к одинокой женщине. От божества женщина родила двух сыновей человека и медведя. Однажды человек, вступив с братом медведем в поединок, победил его. Умирая, медведь просил во имя благополучия человека обязательно устраивать для всех убитых на охоте медведей похороны и праздник, на котором, согласно завещанному ритуалу, люди должны будут, церемониально есть мясо медведя. Определил запреты для женщины – матери своего ребёнка – медведя (не употреб##ть в пищу мясо зверя).
У айнов почитание медведя имеет особенное своеобразное развитие присущее данному этносу. Прежде всего, это относится к выращиванию почитаемого объекта (медведя) в домашних условиях в специальной деревянной клетке – камуй тисэ. Отношение к медведю, выкармливаемому в такой клетке, как к существу, посланное людям божеством, было особо уважительным. Айны встречали приносимых из леса медвежат с радостью и считали этот день счастливым. Выкармливание медведя в домашних условиях было большим и кропотливым трудом, так как медвежонок получал такое же питание, как человек. Особенно много внимания к медвежонку требовалось в первые месяцы его пребывания в кругу людей. Выращивание медвежат было делом женщин, которые обязаны всецело посвящать себя зверю. Женщины не оставляли медведя без присмотра, ухаживали за ним и играли как с собственными детьми. Пока медведь был ещё совсем маленьким, он жил в доме. Пока зверь не мог еще есть рыбу и корни растений, для него специально выбирали кормилицу – женщину, которая кормила медвежонка грудью. Когда медвежонок становился сильным и злым, его помещали в специально сделанную для него клетку, называемую сэт, камуй сэт, камуй тисэ, в переводе с айнского «дом божества». Выращивают медведя до возраста двух – трёх лет, то есть до размеров взрослого зверя. В комплекс мероприятий по выращиванию медведя входит также подпиливание его клыков и когтей с тем, чтобы он не смог кого-нибудь укусить или порвать когтями. Для этого медведя периодически вытаскивают из клетки, притупляют клыки и когти с помощью специальной пилки. Праздник проводится в основном в конце осени – начале зимы, иногда на рубеже зимы и весны, то есть тогда, когда добывание пищи затруднено, или весной, когда запасы её, заготовленные летом – осенью, подходят к концу. Но всегда именно в конце осени начале зимы, в конце зимы начале весны. Медвежий праздник имеет определённые общественные функции, которые выражаются в коллективном «общении» людей с духами во время всех церемоний, сопровождающих обряд, и сборе на празднество большого числа соседей и родственников. Участниками медвежьих праздников являются не только все жители котана (деревни), в котором он устраивается, но и сородичи, друзья, и знакомые, мужчины, женщины и дети из близлежащих и отдаленных котанов, приглашенные на торжества. На медвежьем празднике айнов, происходят необузданные развлечения – средство проявления энергии человека, которая ищет выхода не только в деятельности по добыче средств существования. Помимо удовольствия, получаемого от танцев, песен и прочих увеселений, айны, особенно молодёжь, в упражнениях с медведем перед его умерщвлением развивают смелость и ловкость. Устроители медвежьих праздников, берущие на себя расходы по их организации, завоёвывают у родственников и жителей котана (деревни) почёт и уважение, которое растет с увеличением числа подобных праздников. Айны считают, что божество, коим является медведь, принесло им мясо и шкуру. Оно радо быть пойманным и посетить дом людей. Для охотников посещение медведя особая честь. Они отправляют его в «родную страну», где живут его родственники и его начальник – главное горное божество, с пышной церемонией. Небесные духи очень рады посланнику, от которого получают драгоценные подарки айнов. С помощью праздника айны стремятся расположить к себе духа – хозяина зверей с тем, чтобы он вселил душу убитого медведя в другую материальную оболочку, то есть в другого медведя, и в последствии послал бы его, как и прочих лесных зверей охотникам. В комплекс церемоний совершающихся во время медвежьего праздника у айнов, входят не только действия, непосредственно связанные с умерщвлением зверя и поеданием его мяса, но и другие обрядовые действа. К ним относятся распитие опьяняющих напитков. Айны единственная малая народность Дальнего востока, у которой есть исконно национальный хмельной напиток это саке. Айны, считают нужным пить саке до полного опьянения, и даже самые рассудительные и почтенные люди не только не считают это предосудительным, но, напротив, весьма богоугодным. Действительно, традиция гласит, что саке дано айнам от богов и, вознося им молитвы, следует жертвовать инау и саке. Таким образом, употреблению саке придается ритуальный смысл. Отсюда, возможно, словосочетание камуи саке – «божественный напиток», хотя его можно перевести и как «медвежий напиток», поскольку медведя часто называют камуи, а саке пьют на медвежьем празднике. Относительно же пристрастия айнов к камуи саке нужна существенная оговорка. Ограничивающее правило гласит: «Ику поронно вен» (то есть «пить много дурно»). Пьют айны в основном на праздниках, частые же попойки решительно осуждаются как в фольклоре, так и в жизни. На праздниках придаётся большое значение норме выпитого. Женщины воздерживаются от пития, особенно во время проведения праздника. Так же в комплекс церемоний праздника медведя входят жертвоприношения основным семейным духам, в частности божеству огня и предкам, так как культ медведя связан с культом предков, исполняются песнопения с танцами, имитирующими движения и крики зверей (хараки), ритуальные танцы и песни (упопо). В котане (деревне), где должно проходить торжество, начинают готовиться к медвежьему празднику заранее. Обычно за 7-10 дней до праздника женщины начинают готовить опьяняющие напитки саке и варить легкий алкогольный напиток тоното (пиво) из проса или риса. Мужчины начинают изготовление инау для праздника и стрел, которыми должны стрелять в медведя. В назначенный день к дому устроителя медвежьего праздника сходятся приглашенные на торжество. Люди одеваются в лучшие национальные одежды. Мужчины по случаю праздника надевают на голову ритуальные головные уборы сапаунпэ с укрепленной спереди вырезанной из дерева медвежьей головой (камуй маратто - голова божества). Канун праздника называется нуман ниято. Он включает в себя день и предшествующую ему ночь, которые проводятся в круговых плясках мужчин, подражающих своими голосами рычанию медведя, и отдельно от них танцующих женщин. Ночь перед праздником называется осирикотону укуран. Танцы исполняются по очереди, на месте где должна происходить главная церемония праздника, около клетки медведя. Незадолго до начала ритуала умерщвления медведя женщины из просяной муки делают лепёшки и клёцки (сито) с отверстиями в середине для нанизывания на палочки. Клёцки больших размеров предназначаются богам и духам родственников, малых – приглашенным на праздник. В то же время мужчины проводят церемонию распития спиртных напитков и почитания божеств (камуй номи). Камуй номи осуществляется дважды в доме и возле клетки медведя. Перед началом ритуала айны собираются в доме хозяина праздника, жертвуют божеству семейного очага пищу, спрашивая одобрения своих действий, покровительства. Затем с благоговением обращаются к другим домашним богам, после чего жертвуют духам окружающего мира инау, служащие посредником в общении с ними. Старший распорядитель церемоний, являющийся центральной фигурой на празднике, в это же время жертвует божествам спиртные напитки, призывая духов принять участие в празднике. Старик подносит ко лбу чашу с напитком, погружая в него икуниси – палочку для церемониального поднимания усов при распитии алкогольных напитков, а затем стряхивает несколько капель в огонь, произносит при этом молитвы. Айнские женщины не принимают непосредственного участия в культовых действиях, так как это им запрещено. «Соприкасаться» с богами имеют право только мужчины. Роль женщины во время медвежьего праздника, хотя они и принимают участие в ритуальных танцах, сводится в основном к приготовлению пищи и разливанию спиртных напитков участникам праздника. В главный день медвежьего праздника (день убиения зверя) айны сходятся утром к клетке с медведем, окружают её и начинают оплакивать зверя, сидя перед ним на корточках, стоя на коленях или распростёршись на земле лицом в низ. В этот день никто не смеётся, женщины облачаются в траур, разговаривают мало, на короткие вопросы отвечают лаконично. Особо тяжелый траур несёт кормилица медведя – женщина, кормившая медведя грудью. День, когда происходит ритуальное убиение медведя, называется камуй асин то – «день выведения божества». В этот день старейшины решают, когда он будет освобождён из клетки, кто будет встречать медведя с иннау в руках, кто будет произносить речь перед клеткой и прощальную речь перед убиением зверя, обсуждают многочисленные прочие детали церемонии. Когда всё обсуждено, к клетке окруженной рыдающими людьми, подходит старейший мужчина котана (деревни) и обращается к медведю с речью, в которой просит у зверя прощения за всё то, что с ним произойдёт в ближайшие часы, просит не сердиться на людей. Вот одна из речей произносимых на медвежьем празднике: « Инау наших древних предков и отцов стары и сгнили, однако сегодня в нашем родном котане мы обновим их, так как из леса в горах принесены свежие. На нашей земле мы хотим сегодня веселиться. Приведенный медведь наш родственник. Он проживал во дворе нашего дома в камуй тисэ и провёл с нами две зимы. В этот год мы собрались здесь для того, чтобы проводить его по его родной дороге в горы. И на будущую весну один из наших мужчин на нашей реке, разграничивающей склоны гор, снова найдет медвежонка, и затем снова мы будем веселиться в нашем доме. Остальных сдерживаю я из стыда и заканчиваю мою речь» После речи перед клеткой распорядитель приказывает всем прекратить плач. На груди плечах и лапах медведя, находящегося в клетке, крепят и затягивают ремённые петли, после чего начинают с верху разбирать деревянное сооружение по венцам. Вышедшего из клетки и удерживаемого на ремнях с двух сторон медведя начинают дразнить палкой с инау или листьями кустарника на конце, такая ритуальная палка называется такуса. В это же время в него выпускают из лука тупые ритуальные стрелы, на которых стоит мужской знак предков устроителя праздника – экаси итокпа, камчадальские курильцы, айны юга Камчатского полуострова называют такую стрелу хэпэрэ ай – «медвежья стрела». По айнским представлениям, стрелу с тамгой душа медведя уносит с собой в камуи мосир, где имя владельца знака запоминается верховным горным божеством (мэтот усь камуем), которое пошлёт охотнику – владельцу знака нового медведя. В то время как медведь отвлёкся на выстрелы и удары такуса, айны бросаются на него, сковывают движения и надевают на животное серьги, венки, стружки, пояс из травы. Всё это действие называется исо экуф нкутэ – «облечь зверя в пояс» Затем, продолжают дразнить медведя, дергают его за уши и хвост, выпускают тупые стрелы и покалывают медведя копьями, зверя под приветственные крики ведут к специальной площадке – стрельбищу, где совершается наиболее торжественный момент праздника – ритуал убиения зверя. Площадка представляет из собой пространство, ограниченное полукругом из расставленных инау, жертвуемых медведю. Они называются исо инау – «медвежьи инау». В центре медвежьего стрельбища устанавливают два вилообразных высоких столба – тукуси (у камчадальских Курильцев), украшенных стружками и листьями, к нему привязывают ослабевшего зверя. К месту ритуального умерщвления медведя подходит его хозяин, неся на подносе специально приготовленный для отправляемого в страну камуев зверя запас пищи. За хозяином следуют все мужчины старые и молодые, женщины и дети. Последними идут старые женщины, у которых в плоских мисках также лежит пища для медведя – тюлений жир, приправленный корнями и стеблями диких растений. Затем вперёд выходит старик, уважаемый ниспа. Он произносит прощальную речь (йоритаку), обратив лицо на Восток. По представлениям айнов, выращенные людьми медведи отправляются после своей смерти именно на восток, а медведи, убитые в лесу, как и покойники, идут на запад. Тихим голосом начинает старик свою речь, адресованную «божественному внуку», покачивая в такт длинной тонкой палкой с инау на конце. Он описывает труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, разъясняет медведю, как добраться до отчего дома, излагает пожелания айнов, которые посланник должен сообщить отцу – горно-таёжному божеству. Далее наставник даёт подробные инструкции воспитаннику относительно маршрута, перечислив места, по которым он должен пройти. «Так ты пойдешь, а по дороге ты увидишь след животного: большого следа ямки парные и меньшего следа тоже. Придерживаясь их, ты и пойдешь дальше по новой дороге, ведущей к восходящему солнцу. Эта новая дорога сделана только - только перед твоим приходом твоей матерью… Ты дойдёшь до своего дома. Придя к нему, прежде чем туда зайдешь, ты запрыгаешь от радости. Ласково встретит тебя твоя мать-старуха. Потом ты вспомнишь то место, где ты рос, где люди-деды издавна живут и тебя кормили. И в тот же котан, на другой год, взамен себя ты пошлешь похожего на себя. Этого только мы выжидать будем». В это же время глава дома – устроитель праздника и хозяин медведя выбирает из присутствующих человека, который должен убить зверя. Делается это в последний момент, так как заранее думать о выборе стрелка запрещается. Медведя привязанного к столбам тукуси, убивают с небольшого расстояния стрелой из лука, стрела называется иносор ай (стрела последнего удара), или же в более современной действительности ударом ритуального ножа в сердце. Ритуальный нож изготавливается с полой рукоятью, при убиении зверя ритуальный нож чаще всего насаживают на древко, и он становится как бы своеобразным копьём. Смерть медведя наступает через несколько секунд. Если стреляют из лука, то медведь успевает лишь сломать вонзившуюся в него стрелу. Данный способ ритуального умерщвления медведя практикуется в основном на северных курильских островах и на Камчатке камчадальскими курильцами (айнами). На острове Хоккайдо, острове Сахалин и южных Курилах праздник медведя имеет существенные отличия от праздника, проводимого на северных Курилах и на Камчатке. Это выражается в частности в способе умерщвления медведя, его удушают, сдавливая шею двумя брёвнами такое «удушение» называется рэкути нумпа. На медвежьем празднике у айнов священная кровь божества (медведя) не должна коснуться земли, но, если кровь попадает на чистый снег, считается, что он не осквернил её. Свежую кровь медведя, здесь же собирают в ритуальный сосуд и её выпивает старший айн участвующий в празднике. Медвежья кровь считается божественным лекарством – камуй кусури, дающим человеку таинственные силы. Отдельные капли крови, капающие из раны, подхватываются на инау. Считается так же, что кровь медведя может способствовать в будущем успеху на охоте, поэтому мужчины мажут медвежьей кровью свою одежду. Затем над убитым медведем старший на празднике или шаман произносит молитву ёритаку, помахивая над зверем, специально изготовленным для этой цели ёритаку инау. Далее три – четыре человека, ощупывают медведя, и убеждаются, что он мертв, ложатся на тушу животного и оплакивают его в последний раз, что можно рассматривать как пережиток промыслового культа и свойственных ему извинительных речей. Женщинам разрешается поглаживать убитого медведя по подошвам. После чего тушу медведя перетаскивают к нусасан (изгородь возле тисэ – дома с укреплёнными на ней жертвенными предметами). В соответствии с обычаями медведя обращают мордой к нусасан, рядом с которой стоит хозяин дома (тисэ кор кур). Справа от зверя становятся юноши, слева старики, позади которых стоят старухи (ближе к нусасан) и остальные женщины. Мальчики стоят сзади медведя у самого дома. Шкура снимается одним или несколькими ниспа - стариками, при этом голова остаётся вместе со шкурой. Разделка туши (ИСО трукумпа) делается не топором, а только ритуальным ножом, с тем, чтобы не раздробить кости и не помешать тем самым возрождению медведя. Шкура с головой и куски мяса вносятся в дом. Строжайше определено, какие части туши надлежит проносить через дверь, а какие через восточное окно богов – камуй пуяра. Голову со шкурой как особую святыню передают снаружи находящимся в доме айнам через камуй пуяра - священное окно. В помещении на голову и шкуру медведя, которые покоятся около камуй пуяра на циновке, кладут украшения и драгоценности. Если забита медведица, её голову украшают женскими бусами, которые айнки надевают, только по особо торжественным и важным случаям. В раскрытую пасть медведя айны вкладывают кусок рыбы, другой кусок рыбы, а также икуниси и чашку с саке помещают перед мордой с целью умилостивить дух медведя. Перед головой и шкурой медведя снова произносится речь, в которой ещё раз почитают убитого зверя, и проводится церемония камуй номи. Группа женщин совершает ритуальные танцы с песнопениями (упопо) около нусасан, другие женщины промывают внутренности медведя и варят их. К концу дня мужчины отправляются к опустевшей клетке медведя и сжигают её, подобно дому умершего человека. Вечером и ночью на празднике обязательно декламируются камуй юкар – «божественные песни», которые приводят айнов в возбуждение. Чтение юкар нарочно прерываются в тот момент, когда душа медведя якобы возвращается в камуи мосир (жилище богов). Следующий день начинается с возлияний, которыми руководит экаси (старик), которые адресованы хозяйке домашнего очага – абэ хути и горному божеству – кимун камуй. Затем происходит церемония снятия с медвежьей головы шкуры и сама очистка всей шкуры. Этот день именуется русь кара то – «день очищения шкуры». Кости медведя тщательно очищаются от мяса и складываются около шкуры. Женщины варят медвежатину в доме, а около нусасан исполняются ритуальные танцы. Мужчины в то же время совершают камуй номи. Медвежье мясо едят и мужчины и женщины. Обязательным исключением является запрет на поедание мяса медведя кормилицей медвежонка, которая как бы является его матерью, это запрещено изначально в завещании умирающего брата медведя. Завершает праздник день, называемый саба маканкэ то или кэй маканкэ то – «день отнесения головы (черепа) медведя вверх по реке». Череп и кости медведя относятся в лес, или в горы или в пещеру или в другое определённое священное место, где по вековой традиции испокон веков покоятся кости священных животных и которое является своеобразным медвежьим кладбищем на памяти многих поколений людей проживавших в данной местности. Процессию к месту почётного захоронения медведя возглавляют самые старые мужчины котана, за ними идут женщины и дети. Впереди несут череп медведя, затем завёрнутые в стружки глаза, уши, нос, верхнюю губу, первые два позвонка спинного хребта, подошвы и, наконец, соломенные циновки, которыми накрываются кости, саке, топор и ремень. В лесу, как и в доме, где происходит медвежий праздник, строжайше запрещается говорить громко. Считается, что в эти часы медведь, совершив путешествие, встречается со своей матерью, которой рассказывает о жизни у людей. Кости медведя складывают на не высоком помосте в строго анатомическом порядке, сориентировав раскладку скелета животного на восток. Череп укрепляют на столбе вместе с лапами и привязывают к этому же столбу завёрнутые в стружки глаза зверя. Столб играет роль большого инау. На помост также укладываются сосуды с саке, топор и ремень, и всё это накрывается соломенными циновками. После совершенных ритуальных действий все участники праздника в полной тишине стараясь идти, не наступая на ветки и не нарушать тишину возвращаются в котан. На этом праздник заканчивается, гости расходятся по домам и разъезжаются по своим котанам. Справка: ИНАУ. Неотъемлемым элементом ритуальных действий у айнов служат инау. Культ инау весьма специфичен. Это исконно Айнский культурный элемент. ИНАУ – это либо небольшая палочка, чаще всего ивовая, либо длинный, иногда выше человеческого роста шест; в большинстве случаев его деревянный стержень венчает пышный султан кудрявых стружек. Различные инау (предназначенные разным камуям) оформляются по разному иногда их стержень покрывают резьбой и зарубками. ИНАУ участвуют в подавляющем большинстве ритуалов, сопровождая айна от рождения до смерти. Инау жертвуются всему пантеону айнских богов, и являются как бы посредниками между богом и человеком считается, что инау являются самыми любимыми предметами богов. Без инау, как и без молитв, айны не обходятся почти никогда. |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Камчатские айну. Кто они? 03 март 2011 02:10 #2422
|
|
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|
Камчатские айну. Кто они? 06 март 2011 04:34 #2444
|
Японский самурайский меч называется "катано". В айнском это слово обозначает "поселение", "деревня" или "род". Меч называли так потому, что передавали от отца к сыну, от сына к внуку. увы, но это совершенно неверно. никакой связи между айнским kotan и японским катана нет и быть не может.японское слово катана происходит из древнекорейского: среди примеров вероятных заимствований из древнекорейского А.В. Вовин упомянул японское слово "катана" — да, то самое, название знаменитого холодного оружия с одним лезвием. Слово "катана" не имеет чёткой этимологии в японском, зато оно очень хорошо объясняется исходя из данных древнекорейского языка. «*H[ch462]t[ch462]n» — это старокорейское числительное "один", которое в современном языке превратилось в "hana", а "*n[ch462]lk" — лезвие, острие (корень сохранился, например, в нынешнем прилагательном налькхаропта [ch45216][ch52852][ch47213][ch45796], "острый"). Иначе говоря, "катана" — это всего лишь "однолезвейник" по-корейски. http://tttkkk.livejournal.com/100576.html |
Администратор запретил публиковать записи гостям.
|