По дикой Камчатке
Камчадальские сани для собачьей упряжки под названием «нарты» являются гениально построенным транспортным средством, за исключением того, что они не имеют хорошего тормозного устройства. Это типичные сани для использования в лесу, и они контрастны по отношению к корякским и ламутским нартам, которые являются санями для тундры. Камчадальские нарты длинные и узкие и очень низкие, предназначенные для того, змеиться вперед по непроходимым путям через лес. Но самым курьезным в этих санях является то, что они не имеют ни одного гвоздя или болта. Вместо этого все составные части связаны ремнями из сыромятной нерпичьей шкуры. Это делает такие нарты гибкими в любом направлении. На двух длинных полозьях с каждой стороны нарт закреплено по четыре вертикальные стойки, на которых держится дно нарт и окружающий короб. Передняя арка, которая впереди нарт скрепляет между собой оба полоза, предназначена для того, чтобы отодвигать в стороны кусты и т.п., а также для того, чтобы принимать на себя и смягчать удары о деревья и другие предметы.. Вторая арка, соединяющая первую пару стоек над нартами, просто является держащей конструкцией этих саней. Это транспортное средство – если исключить нарты оленьей упряжки кочевых народов – обеспечивает все зимнее сообщение на Камчатке
Стен Бергман. 1920-22 гг